5 октября 202517:02

Горцы Кавказа испокон веков славились мастерством изготовления холодного оружия. Среди них особое место занимали чеченские оружейники, чьи клинки ценились далеко за пределами родных земель. Эпоха расцвета чеченского оружейного дела пришлась на XVIII–XIX столетия, когда местные мастера достигли невиданных высот в своём ремесле.

Корни оружейного мастерства

Вайнахи — так называют чеченцев и ингушей — добывали железную руду прямо в горах. Археологические находки подтверждают: народ владел секретами металлургии с древнейших времён. Первые письменные упоминания о горном деле у вайнахов датируются 1629 годом.

К кузнечному делу здесь относились с особым почтением. Неслучайно в германских и скандинавских сагах говорится, что легендарный кузнец Виланд обучался своему ремеслу именно в Кавказских горах. Этот факт красноречиво свидетельствует о древности и высоком уровне местного оружейного мастерства.

Чеченское клинковое оружие в XIX — начале XX веков

Центры оружейного производства

В XVIII — начале XIX века металлообработка в Чечне и Ингушетии процветала. Мастера-оружейники работали во многих селениях, создавая не только сельскохозяйственные инструменты и предметы быта, но и превосходное холодное оружие.

Главными центрами оружейного производства считались:

  • Атаги — один из крупнейших центров;
  • Белгатой;
  • Гаджи-Аул (существовал до 1816 года);
  • Дарго — здесь даже отливали пушки во время Кавказской войны;
  • Джигута;
  • Дайкур-Аул;
  • Малхиста;
  • Ричахара;
  • Чемберлой;
  • Урус-Мартан;
  • Цонтарое;
  • Шатое;
  • Шали.

В этих селениях мастера изготавливали шашки, кинжалы, ружья и пистолеты. Их изделия отличались исключительным качеством и красотой.

Секреты мастерства передавались только внутри семьи от отца к сыну, от деда к внуку. Фамильные технологии хранились в строжайшей тайне.

Упадок традиционного ремесла

После окончания Кавказской войны чеченское оружейное дело начало переживать трудные времена. Местные изделия не выдерживали конкуренции с привозными тульскими и бельгийскими образцами. С 1865–1870 годов торговцы массово завозили украшенное оружие из Дагестана.

К 70-м годам XIX века украшением оружия в Чечне занимались преимущественно дагестанские ювелиры. В 1929 году Советская власть окончательно запретила изготовление даже холодного оружия. Репрессии 1930–1937 годов нанесли невосполнимый урон древнему промыслу.

Память о мастерах

До недавнего времени историки знали имена лишь 14 чеченских оружейников. В 1995–1998 годах исследователь И.А. Асхабов провёл масштабную работу по восстановлению памяти о мастерах. Опросив потомков и старейшин в бывших центрах оружейного производства, он составил список из 171 мастера.

Такая работа стала возможной благодаря традиции чеченцев помнить родословную до седьмого колена. Однако многие имена навсегда утрачены из-за депортации 1944 года и современных военных событий.

Шашки — гордость чеченских мастеров

Среди всех видов чеченского клинкового оружия особое место занимали шашки. Два типа пользовались наибольшей популярностью: «Терс-Маймал» и «Гурда».

Шашка «Терс-Маймал»

Название этого клинка окружено несколькими версиями происхождения. Первая трактовка переводит «Терс-Маймал» как «ревущая обезьяна». По-чеченски «терс» означает рёв, а «маймал» — обезьяна. Считается, что эти клинки издавали особый звон и свист при сильных взмахах. В бою этот пронзительный звук сравнивали с криком обезьяны, способным воздействовать на психику противника.

Вторая версия связывает название с арабским языком. Слово «маймун» может означать не только «обезьяна», но и «счастливый, благословенный». В сочетании со словом «терс» (щит) получается «благословенный щит».

История появления на Кавказе клинков с изображением волка уходит корнями в глубокую древность. Связь между чеченскими «терс-маймал» и европейскими клинками с волчьими клеймами остаётся неясной. Исследователь И.А. Асхабов считает более вероятным их независимое существование.

Интересный факт: Определить точное чеченское происхождение клинка с изображением волка крайне сложно, поскольку такие изображения были популярны у многих народов Кавказа.

Шашка «Гурда» — легенда кавказского оружия

Клинки с клеймом «гурда» пользовались огромной популярностью в Чечне. Происхождение названия окружено множеством легенд и версий.

Легенды о происхождении названия

Первая легенда рассказывает о споре двух мастеров-оружейников. Один из них, желая доказать превосходство своего клинка, с криком «гурда» (смотри) одним ударом разрубил пополам клинок соперника вместе с самим мастером. Имя победителя забылось, но его восклицание навсегда закрепилось за клинками.

Вторая версия той же легенды добавляет подробности. При споре о качестве клинков один мастер разрубил барана, но соперник не признал победы. Тогда взбешённый оружейник с криком «гур-да» перерубил противника пополам. Это навлекло кровную месть, но народное собрание добилось примирения, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. К старому клейму в виде челюстей он добавил точки — капли крови в знак выкупа за пролитую кровь.

Научные версии происхождения

Э.Э. Ленц в своих исследованиях отмечал сходство этой легенды со скандинавскими сагами о кузнеце Виланде. Он предполагал происхождение слова «гурда» от древнеперсидского «кард» или новоперсидского «ghurd», означающих «меч, нож».

И.А. Асхабов предложил две дополнительные версии:

Третья версия: «горда» по-чеченски означает «владеющий силой», «властитель мощи». Это было прозвище знаменитого мастера из селения Айт-Кхаллой. Мастер строго хранил секреты: перед работой молился в мечети, затем надолго уходил в горы. После военных действий 1840—1845 годов, когда село разрушили, часть жителей погибла, а остальные переселились в Малые Атаги. Возможно, тогда погиб и знаменитый мастер.

Четвёртая версия связывает название с чеченским тейпом Гордали из одноимённого селения. Жители славились производством холодного оружия и стальных напильников «гордаз». Последний известный мастер по имени Горда жил в XVIII веке. По местному мнению, основой клейма служили не челюсти, а зубья капкана. «Гур» по-чеченски означает капкан, а «гур-да» — владелец капкана.

Что представляла собой настоящая гурда

В XIX веке, во времена М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, настоящая гурда считалась редким и дорогим оружием. Оба писателя оставили восторженные отзывы о ней в своих произведениях.

Лермонтов в «Герое нашего времени» писал: «А шашка его — настоящая гурда; приложи лезвие к руке, сама в тело вопьётся; а кольчуга — такая, как твоя, нипочём».

Толстой в «Хаджи-Мурате» отмечал: «Офицеры, оставшиеся в комнатах, вынув шашку, разглядывали клинок на ней и решили, что это была настоящая гурда».

Слова «настоящая гурда» употреблялись неслучайно — существовало множество подделок.

Описание музейных экземпляров

В Государственном Историческом музее хранятся две шашки с клеймом «гурда», которые дают представление об этом легендарном оружии.

Шашка-гурда № 3081 ГИМ:

  • Общая длина: 90,7 см;
  • Длина клинка: 78,7 см;
  • Клинок стальной с тремя узкими долами с каждой стороны;
  • Рукоять из цельного куска кости с кавказскими прямыми ушами;
  • Ножны деревянные, обтянутые кожей с серебряными украшениями.

Шашка-гурда № 3074 ГИМ:

  • Общая длина: 93,5 см;
  • Длина клинка: 79 см;
  • На обухе клинка редкий для кавказского оружия дол длиной 8 см;
  • Клеймо «гурда» с бессмысленным набором букв между зубьями (подделка);
  • Рукоять из чёрного рога.

Экспертное мнение: Настоящей гурдой можно считать шашку с соответствующим клеймом, клинок которой выкован из высокоуглеродистой стали (содержание углерода выше 0,9%).

Структура клейма «гурда»

Клеймо «гурда» представляет собой серповидные зубчатые линии с тремя и более точками по бокам. Иногда между зубьями помещали слово «Генуя». Примитивность конструкции позволяла любому кавказскому кузнецу-оружейнику изготовить подобный штамп, даже не видев подлинного генуэзского клейма.

Поэтому встречаются различные варианты клейма «гурда», выбитые штампом или зубилом. Качество клинка как изделия и его боевые характеристики ценились гораздо выше наличия правильного клейма.

Калдам — древнее оружие вайнахов

Калдам представляет собой очень древний вид длинноклинкового оружия вайнахов. К сожалению, сведений об этом уникальном оружии сохранилось крайне мало.

Калдам имел широкий прямой клинок, похожий на меч. Наибольшее сходство он демонстрировал с однолезвийным палашом. В наше время чеченские палаши встречаются редко.

Особенности конструкции

На клинках чеченских палашей обычно располагаются:

  • Два-три дола с каждой стороны;
  • Маленький равноконечный крест;
  • Иногда клеймо «гурда»;
  • Часто отсутствуют крестовины (влияние моды на шашки).

По мнению исследователя И.А. Асхабова, палаш Ниса-Тур (прямая шашка) и есть тот самый калдам с глубокими историческими корнями. Это оружие больше связывают с высокогорными обществами: Шатой, Майсты, Шарой, Малхесты — соседями грузинских хевсуров.

На древних клинках калдама изначально изображали только равноконечный крест. Позднее стали добавлять изображения волка или клейма в виде челюстей. Подобные кресты можно увидеть на древних башнях чеченцев и ингушей.

Историческая справка: Калдам Ниса-Тур дошёл до наших дней как образец раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода.

Кинжалы — оружие повседневное и боевое

Кинжал занимал особое место в арсенале чеченского воина. Археологические находки подтверждают древность этого оружия на территории республики.

Эволюция чеченских кинжалов

До XIX века чеченские кинжалы отличались внушительными размерами:

  • Длина клинков достигала 60 см;
  • Ширина составляла 7–9 см;
  • Клинки имели ребристую поверхность;
  • Заканчивались удлинённым остриём;
  • Долы либо отсутствовали, либо был один с каждой стороны.

Кинжалы с длинным тонким остриём называли противокольчужными — они предназначались для пробивания защитного снаряжения.

С середины XIX века, особенно после окончания Кавказской войны, размеры кинжалов уменьшились. Клинки стали изящнее, с одним, двумя и более долами.

Типы и украшения

Чеченские кинжалы подразделялись на два основных типа:

  • С воронёным клинком;
  • С зеркальным (полированным) клинком.

Специфической чертой чеченских кинжалов было украшение клинков гравировкой, а иногда и инкрустацией. Использовались растительные и геометрические орнаменты, арабские надписи с изречениями из Корана. Гравировка могла покрывать всю поверхность клинка.

Мастера часто гравировали или инкрустировали свои имена, иногда выбивали штампом клеймо с именем.

Материалы и конструкция

Рукояти изготавливали из:

  • Рога тура или буйвола;
  • Дерева (граб);
  • Слоновой кости (со второй половины XIX века);
  • Моржовой кости (со второй половины XIX века).

Ножны представляли деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей. Приборы ножен состояли из железных устьев, обоймиц и наконечников, которые иногда прятали под кожу. Приборы украшали золотой насечкой-тиснением.

Важная деталь: Серебряные рукояти и приборы ножен большинства чеченских кинжалов и шашек с 70–80 годов XIX века изготавливали дагестанские мастера серебряного дела.

Музейный экземпляр

В Государственном музее искусства народов Востока хранится чеченский кинжал № 16283 III работы атагинского мастера середины XIX века. Это образец второго типа с зеркальным клинком.

Характеристики кинжала:

  • Общая длина без ножен: 57,5 см;
  • Длина клинка: 45 см;
  • Ширина у основания: 4,3 см;
  • Обоюдоострый стальной клинок с двумя долами;
  • Деревянная рукоять из граба кавказского типа;
  • Головка в форме трёхлепестниковой пальметты;
  • Ножны — деревянный футляр в чёрной коже.

На правой стороне клинка помещён гравированный геометрический орнамент с сеткой — характерная особенность изделий из Больших (Старых) Атаги.

Чеченское клинковое оружие в XIX — начале XX веков

Традиции и секреты мастерства

Оружейное ремесло в Чечне носило сугубо семейно-патриархальный характер. В производстве участвовали только члены семьи. Секреты изготовления оружия составляли достояние отдельной фамилии и передавались по наследству в строжайшей тайне.

Передача знаний

Фамильные секреты мастерства никогда не передавали всем потомкам подряд, тем более в юном возрасте. Деды и отцы годами присматривались к внукам и сыновьям, постепенно приобщая их к ремеслу. Только зрелому человеку, после долгих наблюдений, доверяли основные секреты изготовления клинков.

Из-за отсутствия единой технологии металлообработки, ковки и закалки клинков лишь небольшая часть изделий получалась действительно высококачественной. Эти клинки по боевым характеристикам не уступали, а иногда и превосходили привозные европейские и русские образцы.

Организация производства

Разделение труда у чеченских оружейников практически отсутствовало. Многие мастера-оружейники сами изготавливали приборы к своим шашкам и кинжалам. Во время Кавказской войны чеченские мастера в основном обеспечивали потребности местного населения в холодном оружии.

Закат эпохи

К концу XIX века производство оружия в Чечне начало сокращаться. Местные кустарные промыслы не выдерживали конкуренции привозных изделий. Тульские и бельгийские клинки стоили дешевле чеченских, а привозное железо и сталь обходились дешевле местного сырья.

В пореформенный период высокий уровень производства клинкового оружия сохранился лишь в нескольких аулах: Больших Атаги, Дарго, Дайкур-Ауле, Джигута. В Шатое, Лаха-Невре и отдельных аулах некоторых районов изготавливали только кинжалы в небольших количествах.

К началу XX века чеченские мастера-клиночники почти полностью перешли на привозное сырьё. Окончательный удар по древнему ремеслу нанесла Советская власть, запретив изготовление оружия в 1929 году. Репрессии 1930–1937 годов уничтожили последних носителей традиций.

Чеченское клинковое оружие XIX — начала XX века представляет собой уникальное явление в истории оружейного дела. Мастера-оружейники создали образцы, которые по праву считаются шедеврами прикладного искусства. Их работы отличались не только высоким качеством металла и совершенством боевых характеристик, но и изысканной красотой декоративного оформления. Сегодня эти клинки хранятся в музеях как свидетельство высочайшего мастерства горских оружейников.