Адыгские земли издавна славились своими искусными оружейниками. В XVII веке в Москву специально приглашали «черкас пансырного дела самых добрых мастеров да булатного сабельного дела сварщиков самых добрых мастеров». Эти мастера создавали оружие, которое стало легендарным не только на Кавказе, но и далеко за его пределами.
Среди всего арсенала черкесского оружия особое место занимает шашка — клинок, который великий русский поэт А.С. Пушкин назвал «верной подругой» черкеса в его трудах и досуге. Именно этот вид оружия стал последним массово применявшимся клинковым оружием в истории — его использовали даже в годы Великой Отечественной войны.

Происхождение и название шашки
Само слово «шашка» звучит как свист клинка, рассекающего воздух. Происходит оно от адыгского «сэшхо», что означает «длинный нож» или «большой нож». В русских письменных источниках этот вид оружия изначально упоминался как «сашка», а уже в XIX веке закрепилось привычное нам название.
Впервые термин «шашка» в письменных источниках употребил Джованни де Лука в 1625 году, описывая оружие черкесов. Самый ранний известный экземпар черкесской шашки, сохранившийся до наших дней, датируется 1713 годом и хранится в Государственном Историческом музее.
Интересно: Старинная черкесская поговорка описывает идеальную шашку: «Шашка должна быть легкая как перо, упругая как лоза, острая как бритва».
Конструкция и особенности черкесской шашки
Клинок
Черкесская шашка имеет стальной слабоизогнутый клинок с односторонней заточкой. Конструкция продумана до мелочей:
- Длина клинка: 72-78 см;
- Ширина у основания: около 3-3,5 см;
- Толщина у основания: 6-7 мм, на боевом конце — 3 мм;
- Общий вес: от 350 до 600 граммов.
Один или несколько долов (продольных выемок) придавали клинку устойчивость к изгибам и облегчали вес без потери прочности. Малая кривизна клинка обеспечивала высокую подвижность и позволяла мгновенно наносить и отражать удары.
Рукоять
Рукоять шашки — её наиболее оригинальная часть, отличающая от сабли. Главные особенности:
- Отсутствие перекрестия (гарды);
- Чуть удлиненная закругленная головка;
- Клинообразный вырез на головке, разделяющий её на два «уха»;
- Возможность полного погружения в ножны до головки.
Рукояти изготавливали из черного рога, белой кости или дерева, обернутого серебряным листом с гравировкой и чернью. Такая конструкция исключала потерю оружия при переходах через лесные заросли и делала шашку удобной и бесшумной в носке.
Ножны
Ножны представляли собой деревянные дощечки, обтянутые кожей — обычно красным сафьяном. Поверх крепились накладки из коричневой, синей или черной кожи, которые обшивались узким серебряным галуном. Металлическое устье обеспечивало плотный вход клинка и повышало бесшумность.
Важно: Шашку носили на портупее лезвием кверху, что позволяло молниеносно извлекать оружие одним движением руки.
Боевые характеристики и техника владения
Принципы боевого применения
Шашка относилась к оружию нападения. Её малоизогнутый клинок не предназначался для колющих атак, зато обладал превосходными рубяще-секущими свойствами. Кривизна и балансировка подбирались так, чтобы рабочая часть клинка максимально удалялась от рукояти и одновременно являлась центром тяжести.
Эта особенность создавала эффект, который кавалеристы называли «отвесом» — при размахе шашка увлекала за собой руку. Удар наносился расслабленной рукой по широкой амплитуде, и его мощь зависела не от массы клинка, а от скорости и техники «протягивания».
Черкесская техника боя
Черкесы виртуозно владели особой техникой нападения. Описывая шашкой вокруг собственного тела «восьмерки» и «веера», они создавали зону надежной защиты и одновременно сплошного поражения. Искусству владения шашкой обучались с детства — это требовало не большой физической силы, а ловкости и сноровки.
Легким молниеносным движением одной руки, без размыкания рукояти и ножен, хорошо обученный воин обнажал оружие и наносил противнику рубящий, почти всегда смертельный удар.
Клинки и их происхождение
Материалы и качество
Единственное, что снижало боевую мощь шашки — кольчуга горской знати. Поэтому адыги особенно ценили клинки из прочных сортов стали. Лучшими считались изделия из булатной и дамасской стали, поступавшие из Египта, Ирана и Турции. Самостоятельное изготовление булатных клинков адыги освоили лишь к XVII веку.
На вес золота ценились европейские клинки XIV-XVI веков. Многие получили у горцев собственные названия: терс-маймун, калдын («волчок» или «крестовик»), мажар, гурда, абас-мирза.
Типы клинков на черкесских шашках
1. Клинки с изображением волка («волчок»)
Клеймо «волчок» изначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау. Изображение волка заимствовали из герба города, и в XIV веке пассауские оружейники получили право выбивать его на своих изделиях. Эти клинки кавказцы особенно ценили.
Существовала романтическая легенда о происхождении этих клинков. Жители Кавказа считали, что буквы «Н М» на некоторых клинках — это инициалы участника крестовых походов Henry Monmorancy, в фамильном гербе которого имелось изображение волка.
Кавказские мастера создавали множество подделок «волчков», которые отличались более схематичным рисунком и наличием розеток с крестиком — «пчел», как их называли местные жители.
2. Клинки с клеймом «гурда»
Клеймо «гурда» представляло серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя или более точками по бокам. Эти клейма широко распространились на итальянских клинках, а затем их копировали австрийские и штирийские мастерские.
3. Трансильванские клинки
Клинки с изображением трансильванского узла (формулы белой магии с тремя кистями) производились в Трансильвании в XVII–XVIII веках. Эти легкие кавалерийские клинки отличались упругой закалкой и поразительным звоном, что делало их идеальными для шашек.
4. Клинки «Аббас-мирза»
Клинки с изображением солнца с человеческим лицом, полумесяца с профилем, звезд и руки с мечом, выходящей из облаков. Эти немецкие клинки XVII–XVIII веков, особенно работы Петера Мюниха, пользовались большой популярностью на Кавказе.

Распространение шашки за пределы Черкесии
Казачье заимствование
Первыми шашку позаимствовали у адыгов линейные казаки, несшие службу на Кавказской кордонной линии с конца XVIII века. Эти казаки по достоинству оценили боевой комплекс адыгов и довольно быстро стали достойными противниками своих «учителей». Не случайно существовала поговорка: «линеец — это тот же черкес, только русский».
Иная ситуация сложилась у черноморских казаков — выходцев из Запорожской Сечи. Они предпочитали огнестрельное оружие и считались лучшими стрелками на Кавказе. В рукопашном бою черноморцы использовали длинные пики, удерживавшие противника на почтительном расстоянии.
Принятие на вооружение в России
Заимствованная казаками в XVIII веке, шашка в ходе Кавказской войны получила признание у офицеров и генералов Кавказского корпуса. В 1830-х годах её взяли на вооружение некоторые регулярные части царских войск, донские и астраханские казаки.
После анализа накопленного боевого опыта высшее военное руководство Российской империи приняло решение о масштабном перевооружении. В конце XIX века шашка стала официальным оружием:
- всей русской регулярной кавалерии;
- конной артиллерии;
- офицеров всех родов войск;
- конной и пешей полиции.
Шашка стала самым массовым табельным холодным оружием в войсках после штыка.
Любопытно: В Красной и Советской армиях использовались шашки образца 1881 и 1927 годов с видоизмененным эфесом и колюще-рубящим клинком.
Черкесское оружейное производство
Организация ремесла
Городов у черкесов не было, поэтому ремесло носило сельский характер. Специализированных оружейных центров не возникло — почти в каждом ауле работали мастера-оружейники. Профессия кузнеца пользовалась большим уважением и была окружена легендами.
Покровителем кузнецов считался Тлебс (Тлебш) — бог железа и оружия. По преданию, он изготавливал сабли, которые рассекали целые горы железа. В праздник Тлебса черкесы молились, лили хмельные напитки на лемех и топор, а главной забавой была стрельба в цель.
Сырье и торговля
Местного сырья для оружейного производства не хватало, поэтому значительное количество металла и готовых изделий ввозилось извне. С XII века важную роль играли генуэзские колонии, позже — торговля через Крым и Турцию.
Тебу де Мариньи в 1818 году писал: «шлемы, кольчуги и луки приходят к черкесам из Персии и Константинополя... Обычно турки поставляют черкесам дула ружей и пистолетов и лезвия сабель, которые черкесы затем налаживают на свой манер».
Сабли и их эволюция
Ранние черкесские сабли
Сабли XVII века служили не только рубящим, но и колющим оружием для прокола кольчуги. Кривизна клинка делалась незначительной, а конец выковывался в виде узкого штыка. Хвостовик отгибался в сторону лезвия, что позволяло создавать непосредственное давление при уколе.
В Оружейной Палате Московского Кремля хранятся черкесские полосы XVII века, некоторые из булатной стали. Характерным черкесским признаком всех этих полос является штыковой конец клинка.
Исчезновение сабель
В XVIII веке с распространением огнестрельного оружия кольчуги использовались все реже. Исчезла потребность в саблях со штыковым концом — их переделывали в шашки, которые лучше отвечали новым условиям боя.
Кинжалы черкесской работы
Черкесские кинжалы встречаются реже шашек и обычно датируются серединой — третьей четвертью XIX века. Главный признак для их определения — орнамент и техника исполнения.
Типы черкесских кинжалов
Первый тип
Кинжалы среднего размера (общая длина около 50 см) с клинками различной конфигурации долов. Головка рукояти закруглена и полностью обложена серебром. Украшены традиционным черкесским орнаментом из симметричных стеблей с двух- и трехлепестниками.
Второй тип
Небольшие кинжалы с клиновидными клинками и рукоятями из черного рога. Характерны серебряные прокладки под заклепками и орнамент, содержащий черкесские элементы: имитацию галуна, завитки, решетчатые узоры.
Третий тип
Кинжалы начала XX века с серебряными деталями, украшенными крупной зернью в розетках из крученой проволоки — модное в то время украшение.

Художественное оформление
Черкесский стиль орнаментации
Черкесский стиль отличался изысканностью и сдержанностью. Никогда не перегружали орнаментом — это считалось дурным вкусом. Сияние драгоценных металлов притенялось чернью, поскольку яркий блеск мог демаскировать воина.
Характерные элементы орнамента:
- рогообразные завитки;
- гирлянды листочков в виде запятых;
- растительные мотивы;
- солярные розетки.
Парадные шашки оформлялись более нарядно, боевые были скромными в декоре.
Современная судьба черкесской шашки
Последний раз массово шашки применили кавалерийские части Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Развитие военных технологий привело к отказу от шашки в боевых условиях к середине XX века.
С упразднением кавалерии и конной артиллерии в 1950-х годах шашку в Советской армии использовали как парадное оружие, а с 1968 года — как почетное наградное. Сегодня с этим оружием выходят на военных парадах ассистенты знаменных групп и офицеры почетных караулов.
Современные мастера
Старинные черкесские шашки украшают экспозиции ведущих музеев мира и частные коллекции. Есть отдельные энтузиасты, которые по крупицам собирают информацию о технологиях адыгских мастеров, восстанавливая древние приемы обработки металлов. Среди них — художник-ювелир Мурат Гогуноков и кузнец-оружейник Арсен Хашхожев.
Заключение
Шашка — самое совершенное клинковое оружие в своем классе — осталась символом и геральдическим знаком, украшающим ордена и медали. Её суровая красота продолжает восхищать современников, а история создания напоминает о непревзойденном мастерстве древних кавказских оружейников. От простого «длинного ножа» адыгских воинов до официального оружия Российской армии — таков путь этого легендарного клинка, ставшего последним массово применявшимся холодным оружием в военной истории.
