В конце XIX века Владикавказ превратился в настоящую оружейную столицу Северного Кавказа. Здесь ковали шашки для терских казаков, украшали клинки серебром и золотом, а изделия с клеймом «Османъ» ценились дороже иных европейских брендов. Но вот парадокс — осетинским это производство можно назвать только по географии. Оружие делали в основном дагестанцы, сталь привозили из России, а местные мастера почти полностью вытеснились с рынка. Разбираемся, как Владикавказ стал центром производства шашек и почему это оружие так полюбилось казакам.
Город, выросший на казачьих заказах

В 1850 году русская военная крепость Владикавказ получила статус города. Жителей было всего ничего — 2500 человек вместе с соседним осетинским селением. Через 20 лет — уже 10 тысяч, к 1890 году — 32 тысячи. Город рос стремительно, и главная причина — административный статус. Владикавказ стал центром Терской области и главным городом Терского казачьего войска.
А казаки по уставу обязаны носить холодное оружие в серебряной оправе. Плюс в городе стоял гарнизон в 12 тысяч солдат регулярной армии. Спрос на шашки был огромным — и рынок откликнулся.
Вот только местных мастеров-оружейников почти не нашлось. В 1861 году во всём Владикавказе работал один серебряных дел мастер, который оправлял ружья и кинжалы, да два ювелира европейского профиля. Шесть купцов торговали привозными изделиями. И всё.
Ситуацию изменили дагестанцы. Современники отмечали: дагестанцы идут в Осетию, Кабарду, Кубанскую область, и их железные изделия всегда находят спрос. К концу века во Владикавказе работали десятки оружейных мастерских, и практически все владельцы были лакцами из Кази-Кумухского округа и Кубачи.
Любопытный факт: в крупных владикавказских мастерских работали всего 2–3 осетина. Остальные — дагестанцы. Местные оружейники не выдержали конкуренции с более опытными пришлыми мастерами.
Осман Омаров — король владикавказских клинков
Среди всех оружейников Владикавказа одно имя гремело громче остальных — Осман Омаров. Родился в 1850 году в дагестанском селении Кази-Кумух. Его мастерская к 1900 году превратилась в настоящее производство — клиночный цех, ювелирный цех, магазин. По разным данным, там работали от 15 до 50 человек. В годы Первой мировой войны штат вырос до 70 работников.
Осман принимал заказы от казачьих войск целыми партиями. Делал охотничьи кинжалы, изготавливал золотые и серебряные украшения. Сталь получал из владикавказских железнодорожных мастерских — свою сталь в Осетии не плавили, всё привозили из России. Шашки для регулярного войска распределяли тут же, на месте. Казаки были постоянными клиентами и самыми требовательными ценителями.
Главное отличие Омарова от конкурентов — качество боевых клинков. К концу XIX века холодное оружие утратило значение как средство поражения. Шашка превратилась из боевого инструмента в обязательный атрибут черкески, в украшение для дома. Большинство мастерских сосредоточились на внешней отделке — красота стала важнее боевых свойств.
А вот «османские» клинки были настоящими — упругими, острыми, надёжными. Единственная мастерская во Владикавказе, где регулярно делали качественные боевые шашки. Именно поэтому они пользовались наибольшей популярностью и стоили дороже конкурентов.
Гузун Гузунов — мастерская полного цикла
Вторая по значимости мастерская принадлежала ещё одному выходцу из Кази-Кумуха — Гузуну Гузунову. Точные годы жизни неизвестны, источники называют разные даты. Во Владикавказе обосновался во второй половине 1880-х, работал вместе с братом Дурпалом.
Начинал скромно — 5 подмастерьев и 3 ученика в 1889 году. Потом расширился до 20–30 человек. В команде были кузнецы-клиночники и серебряники, частично односельчане, частично кубачинцы. Мастерская на Александровском проспекте — главной улице города — состояла из трёх частей: клиночный цех, ювелирный цех, магазин.
Ассортимент впечатлял. Гузунов делал шашки, сабли, кинжалы, пояса, портупеи, кобуры. Изготавливал мужские и женские пояса, нагрудные крючки к женскому костюму, зонты, набалдашники для палок. Делал даже кремнёвые пистолеты — после Кавказской войны царская администрация запретила жителям Кавказа производить современное огнестрельное оружие вроде револьверов и винтовок.
Мастерская просуществовала до 1925 года. Наиболее интенсивно работала до 1915-го — потом началась Первая мировая, революция, Гражданская война.
Зинаида Коджоянц — серебро без стали
Третья крупная мастерская была армянской. Основал её Оганез Коджоянц из Эриванской губернии. Он был мастером филиграни — ажурной работы с тонкой проволокой. После смерти владелицей стала вдова Зинаида, а управляли сыновья Гайк, Акоп и ещё один, чьё имя не сохранилось.
На изделиях ставили клеймо «ЗК». Мастерская на Александровском проспекте насчитывала 60 работников, из них 17 учеников. При ней работал магазин.
Вот только клинки там не ковали вообще. Специализация — оправа на оружие и ювелирные изделия. Церковная утварь, цепи, светильники, вазы, столовые приборы, пояса, женские украшения, портсигары, набалдашники, запонки, брошки, брелоки.
Шашки и кинжалы покупали готовыми. За границей — в основном дамасские клинки. Из местных мастеров сотрудничали только с чеченцем Чиллой. Этот оружейник получал сталь от торговцев, которые привозили её из Дамаска. Чилла был одним из немногих, кто делал действительно качественные боевые клинки. Зинаида Коджоянц продавала их в своём магазине вместе с роскошной серебряной оправой собственного производства.

Мелкие мастерские — одиночки и помощники
Кроме крупных предприятий, во Владикавказе работало много мелких мастерских — один мастер или с помощником. Некоторые ставили клейма, выбивая штампом имя или фамилию: Г.Бутаевъ, Мамаговъ, Жамал, Исмаилъ, Ранимака, Магомед-Абакар.
О них почти ничего не известно, кроме вещественных находок — шашек и кинжалов с клеймами. Архив Терского пробира не сохранился, документальных источников мало. Поэтому восстановить полную картину оружейного дела в Осетии сложно.
Мастерская Мурдунова считалась крупной — на клинках встречается фамилия «Мурдуновъ», на серебряных деталях — владикавказские пробирные клейма. Но никаких подробностей о работе этого предприятия не сохранилось.
Как выглядели владикавказские шашки
В 1897 году во Владикавказе произвели 338 шашек. Производство было мелкотоварным, штучным — никаких фабрик и массового выпуска.
Клинки делали слабо изогнутыми, с долами — продольными выемками, которые облегчали вес без потери прочности. Поверхность часто украшали травлением. Либо наносили зигзаги, имитирующие узор сварочной стали, либо растительный орнамент — стебли с крупными розетками и листьями.
В центре композиции часто красовался двуглавый орёл под короной с одной стороны клинка и царский вензель с другой. Встречались изображения орла на горе, человеческих фигур, всадника. Имперская символика была популярна — основные покупатели были казаки и офицеры русской армии.
Имя мастера выбивали штампом, наносили гравировкой или травлением. По-русски: «Османъ», «Омаровъ», «Гузунъ», «Гузуновъ», «Мурдуновъ», «Г.Бутаевъ», «Момаговъ», «Жамал», «Исмаилъ». Такие клинки высоко ценились русскими офицерами — свидетельство качества говорило само за себя.
Рукояти делали двух типов — кавказского и азиатского. Рукояти и приборы ножен изготавливали из серебра, иногда из железа с золотой насечкой. Украшали сложным орнаментом: в центре головки рукояти — розетка, от неё отходят черневые S-образные завитки и параллельные белые стебли с многочисленными листьями. На черене рукояти орнамент строился симметрично: от центрального ромба в четыре стороны отходят одинаковые спирально закрученные черневые стебли.
Орнамент выполняли глубокой гравировкой, фон камфарили точками — наносили мелкие углубления для фактуры — и часто вызолачивали. Орнамент обрамляли черневыми рамками с белыми черточками внутри, а затем филигранными полосками из скрученной проволоки.
Важная деталь: во Владикавказе было развито ювелирное дело. В каждой крупной мастерской работал ювелирный цех. Качественную серебряную отделку делали здесь же, а не заказывали на стороне.
Откуда брали сталь
На территории Осетии в конце XIX — начале XX века не было собственной плавки стали. Весь металл поступал из России и из-за границы — слитками и клиночными полосами. Даже Осман Омаров, который делал лучшие боевые клинки во Владикавказе, получал сталь из владикавказских железнодорожных мастерских.
Чеченский мастер Чилла получал сталь от русских и чеченских торговцев, которые привозили её из Дамаска. Дамасская сталь ценилась высоко — клинки из неё были упругими, прочными, держали заточку.
Это стало одной из причин упадка местного оружейного промысла. Осетинские мастера не могли конкурировать с дагестанцами, которые имели налаженные каналы поставок качественного металла и столетние традиции обработки. Привозное сырьё стоило дешевле местного, а качество было выше.
Качество владикавказских шашек — красота против боевых свойств
Большинство шашек, сабель и кинжалов конца XIX — начала XX века — это неплохие и красиво отделанные клинки. Особыми боевыми достоинствами они не отличались. Всё внимание мастеров сосредоточилось на внешней отделке — травлении, гравировке, серебряной оправе.
Это объясняется просто. Холодное оружие к концу XIX века потеряло значение как средство поражения. Шашка осталась как украшение, как необходимая принадлежность национального костюма, как декор для настенного ковра в доме. Кавказскому и заезжему покупателю шашка была нужна не столько в качестве оружия, сколько в качестве статусного предмета.
Единственная мастерская, где изготавливали качественные боевые клинки, принадлежала Осману Омарову. Именно «османские» шашки высоко ценились казаками, которые использовали оружие по прямому назначению. У них спрос был не на красоту, а на надёжность.
В магазине Зинаиды Коджоянц продавались очень высококачественные клинки, но это были работы чеченского мастера Чиллы. Ни Омаров, ни Чилла плавку стали не производили — покупали готовую.

Владикавказские кинжалы
Кинжалы владикавказской работы выделяют по нескольким признакам. Встречаются клинки с одним, двумя, тремя и четырьмя долами. Поверхность украшали травлёным узором — вьющимися стеблями или имитацией узора сварочной стали.
У пяты клинка располагалось имя мастера или владельца мастерской — штампом, гравировкой или травлением. По-русски: «Г.Бутаевъ», «Мамаговъ», «Исмаилъ», «Османъ».
В некоторых случаях поверхность клинка с одним долом окрашивали в чёрный цвет. Краска держалась благодаря штриховке — мелким насечкам на металле.
Кинжалы были короче шашек, но принципы украшения — те же. Серебряная оправа, гравировка, чернь, золочение. Разница в размере и функции — кинжал для ближнего боя, шашка для конной атаки.
От аланских сабель к казачьим шашкам
История клинкового оружия на территории Осетии началась задолго до владикавказских мастерских. Аланы — предки осетин — уже в IX–XII веках ковали сабли, которые не уступали лучшим образцам того времени.
Аланские сабли были предшественниками кавказской шашки. Их носили на портупее, остриём вниз, лезвием назад — «персидский» способ. Был и «турецкий» способ — лезвием вверх, который позволял выхватить оружие и ударить одним движением. Именно этот способ стал основным для шашки.
Клинки делали с небольшим изгибом, пригодные для рубящих и колющих ударов. До XIII века серьёзных изменений в конструкции не было. Разница в длине и кривизне объяснялась антропометрией — высокому воину нужна длинная сабля, низкорослому покороче.
Нартский эпос — осетинские народные сказания — сохранил память о закалке оружия. Клинок сильно нагревали, смазывали жиром, опускали в ледниковую воду. Иногда упоминается «волчье молоко» — скорее всего, какой-то особый состав, секрет которого утрачен.
Эпос помнит названия лучших клинков — фаринг, тесмел, горду, кандзал. Хороший меч ценился как состояние. В одном из сказаний говорится про нарта, который был беден, но гордился двумя мечами — звонкоголосым для большого дела и безмолвствующим для простого. Парадный и боевой. Эта традиция дожила до конца XIX века.
Заключение
Оружейное дело Осетии конца XIX — начала XX века — это мелкотоварное производство, где главную роль играли дагестанские мастера-отходники. Владикавказ стал центром изготовления шашек благодаря географии — город был административным центром и главным городом казачьего войска. Спрос создал предложение, а местные оружейники не выдержали конкуренции с более опытными дагестанцами. Сталь привозили из России, украшения делали на месте, клинки распределяли казакам и регулярному войску. Из сотен мастерских только одна — Османа Омарова — регулярно производила действительно качественные боевые шашки. Остальные сосредоточились на красоте, потому что холодное оружие к тому времени превратилось из инструмента войны в предмет национального костюма и домашнего декора.
